Вызов самому себе: как Алексей Тайчер создал собственный холдинг
В большом бизнесе Тайчер уже более 20 лет. На эту стезю он встал еще будучи студентом, а сегодня Алексей Роменович — владелец крупного многопрофильного холдинга, который активно развивается под его руководством. Подробности биографии бизнесмена мы собрали в материале.
Становление менеджера
Строить карьеру в бизнесе начал еще в юности. Алексею Роменовичу было всего 19 лет, когда он стал помощником финдиректора многопрофильной группы компаний «Евросиб». Вскоре его утвердили в должности заместителя финансового директора.
Он совмещал работу с учебой в Петербургском госуниверситете путей сообщения. С отличием окончил вуз в 2001 году.
В 2003-м получил степень MBA в IMISP (Международном институте менеджмента Санкт-Петербурга). Эта ведущая бизнес-школа России создана в партнерстве с одной из наиболее рейтинговых МВА школ мира — миланской SDA Bocconi. Она входит в 1% бизнес-школ, получивших три престижных аккредитации, — AACSB, EQUIS и AMBA.
Затем Тайчер переехал в Москву. Первые два года работал на руководящих постах в ООО «Концерн Союзвнештранс» — крупном транспортном холдинге, в который входят железнодорожные, портовые и логистические активы. Занимался антикризисным управлением, разбирался с самым проблемным имуществом компании. Ему удалось эффективно реализовать непрофильный девелоперский проект на территории в то время никому не известного подмосковного Сколково в пользу структур ЦентрКредитБанка.
В 2005 году Тайчеру предложили пост советника первого вице-президента госкомпании «Российские железные дороги». Как эксперт он принял участие в разработке одного из ключевых документов отрасли — целевой модели грузовых железнодорожных перевозок.
С 2007 по 2012 год занимал должность заместителя гендиректора «Первой грузовой компании» (ПГК) — дочерней структуры госкорпорации РЖД. Эта работа была для него вызовом: менеджеру предстояло решить новую сложную задачу по подготовке предприятия к приватизации. К 2011-му году, когда состоялся аукцион по продаже контрольного пакета акций ПГК, в ее активах было порядка 200 тысяч единиц подвижного состава разного типа. В структуре российского вагонного парка на долю компании приходилось 22%. Контрольный пакет акций (75% за вычетом двух акций) был выкуплен на открытом аукционе за 125,5 миллиарда рублей. Эта сделка признана крупнейшей в сфере ж/д транспорта.
Еще одним вызовом, брошенным самому себе, стало руководство «Федеральной грузовой компанией». ФГК в то время балансировала на грани банкротства. Здесь Тайчер снова проявил себя как эффективный антикризисный менеджер. За три года (2015-2018 гг.) управленцу удалось не просто поправить финансовое положение компании, но и вывести ее на лидирующие позиции по объему железнодорожных грузоперевозок.
Покорение новых бизнес-высот
В 2012 году 100% акций АО «СГ-Транс» выкупила АФК «Система» Владимира Евтушенкова. Сделка проходила на приватизационном аукционе, и ее организация была возложена на Тайчера, который консультировал АФК «Система», а в том же году - возглавил «СГ-Транс».
В тот период времени компания работала по ряду направлений, в числе которых закупка, транспортировка и продажа сжиженных углеводородных газов (СУГ).
В 2013 году Тайчером была собрана сильная команда управленцев, подготовлен и реализован план реструктуризации компании. Из «СГ-Транс» было выделено трейдинговое направление — сеть АЗС и площадок для хранения СУГ. На базе находящихся в черте Москвы производственных активов компании в районе Мичуринского проспекта реализован крупный девелоперский проект.
Новый менеджмент сосредоточил усилия на развитии транспортных услуг и сервисном обслуживании подвижного состава. Это позволило расширить присутствие компании в секторе ж/д грузоперевозок за счет роста объема транспортировки газа и нефтеналивных грузов и улучшения качества оказываемых услуг. Вернув большую часть инвестиций, АФК продала 50% акций «СГ-Транс» команде менеджмента.
В 2019-м компания расширила направления деятельности, включив в список оказываемых услуг перевозку наливной химии в танк-контейнерах (на этот вид деятельности в 2020 году пришлось 24% выручки). Сегодня в сети «СГ-Транс» работают 10 филиалов и столько же ремонтно-испытательных пунктов.
Эксперты рейтингового агентства НКР отмечают сильные рыночные позиции компании, потенциал роста и устойчивость рынков присутствия. В новости, опубликованной в июле 2021 года, сказано, что аналитики присвоили «СГ-Трансу» кредитный рейтинг A+.ru со стабильным прогнозом.
В 2019 году бизнес Алексея Тайчера значительно расширился. На заемные средства была приобретена лизинговая компания «ТрансФин-М». Эксперты назвали эту сделку очередным вызовом бизнесмена самому себе. Она готовилась не один месяц: на этот актив претендовали несколько крупных банков, однако именно команде Алексея Роменовича удалось сделать лучшее предложение продавцу.
Уже через год «ТрансФин-М» вышла на ведущие позиции на рынке лизинга и была внесена специальной правительственной комиссией в перечень системообразующих компаний страны. Объем лизингового портфеля на июль 2021-го оценивался в 170,5 миллиарда рублей.
Сегодня «ТрансФин-М» входит в группу «ТФМ», мажоритарным акционером которой является Тайчер. Активно развиваются такие направления, как оперирование подвижным составом, сервисные услуги полного цикла по управлению спецтехникой для работ на местах добычи полезных ископаемых.
В 2021 году приоритетными направлениями развития стали программы финансового лизинга коммерческой недвижимости, морских и речных судов, авиационной и специализированной техники. Также менеджмент заметно усилил операционные направления.
Холдинг успешно развивается и в ж/д сегменте на базе дочерней компании «Атлант». Этот актив был создан в 2019 году в результате сложной сделки. Сегодня это один из крупнейших в России операторов подвижного состава, в его распоряжении, по данным на июль 2021 года, находятся 60,9 тысяч вагонов.